http://li-anubis.info
Анубис (греч.) - Инпу (егип.)
Одним из древнейших и наиболее уважаемых богов пантеона Древнего Египта
является Бог Анубис. Одна из функций Бога Анубиса – наказание грешников
в Аду Египетского Загробного Мира.
Так же Бог Анубис отвечает за мудрость, Карму, награды и наказания,
которые заслужил человек в своей земной жизни.
Именно Бог Анубис решает, сколько будет жить человек на Земле, он
определяет – кому пора уходить, а кто еще не выполнил своих задач.
Бог Анубис изображался древними египтянами в виде человека с головой
шакала. Это символизирует защиту, охоту, связь с мертвыми, верность и
преданность.
Жрецы Бога Анубиса были самыми здоровыми людьми в Древнем Египте. Это
потому, что Анубис отвечает и за обратный аспект смерти – жизнь.
Бог мертвых и страж мумий — Анубис.
В Древнем Египте не любили шакалов из-за того, что они часто рылись в
могилах. Люди надеялись положить конец этим действиям посредством
обожествления. Так, бог мертвых Анубис приобрел облик собаки или
шакала. То, что собаки бродили в ночное время между могилами, вызывало
предположение, что эти животные будут защищать мертвых ночью.
Настенная картина (1) показывает
Анубиса, бога-хранителя мумий, в человеческом облике с головой собаки.
Согласно этой картине, мумифицирующие жрецы также носили маски шакалов
из раскрашенной глины, так как бог считался специалистом в области
бальзамирования. Первоначально Анубис был защитником мумий от злых сил.
В более позднее время, когда в качестве бога мертвых выступал также
Осирис, Анубис стал слугой и руководил в дальнейшем взвешиванием сердец
(душ) на суде мертвых.
Священных животных бога, собак и шакалов, которых держали в соседних
зданиях храма, после их смерти также бальзамировали и мумифицировали.
Иероглиф, обозначающий бога Анубиса, имеет значение «ведающий тайнами».
Бог изображен здесь в образе животного, лежащего на таинственном ящике.
Предположительно, ящик может быть саркофагом или контейнером, в котором
хранили внутренности.
Один из вариантов написания показывает бога в образе человека с головой
собаки. Этот иероглиф может относиться также к какому-либо другому богу
в облике собаки, такому как Упуаут, бог Ассиута, или Хонтаменти, бог
Абидоса.
Легантная фигура шакалоголового бога Анубиса, хранящаяся в музее
Хильдесхайма, — один из интереснейших и, одновременно, крайне редко
публикуемых памятников этой коллекции. Статуя выполнена из дерева
сикоморы.
Из-за того, что утерян цоколь статуи и отсутствует окраска, можно
предположить, что статуя могла изображать как Анубиса, так и одного из
сыновей Хора — покровителей каноп — шакалоголового духа Дуамутефа.
Подобные статуи вместе с изображениями Осириса, Исиды и Нефтиды были
важной частью заупокойного инвентаря гробницы каждого знатного человека.
Бог-покровитель некрополей и бальзамирования, Анубис изображался с
телом черного цвета, не характерного для шакала в природе и связанного
с цветом мумифицированной плоти и плодородием египетской земли, несущей
в себе возрождение. Согласно легенде, шакалоголовый бог был сыном
Осириса, рожденным богиней Нефтидой, (согласно другим версиям — коровой
Хесат или даже кошкой Бастет), и забальзамировал тело убитого бога,
изобретя процесс мумификации. Вместе с Исидой, Нефтидой и Тотом, Анубис
омывает тело умершего священной водой, в которой воплощена сила его
дочери — богини Кебхут.
Роль Анубиса — сторожа некрополя отразилась в двух его основных
эпитетах — неб та джесер — «владыка земли священной» и хенти сех нечер
— «первый из божественного навеса»; второй эпитет также указывал на его
связь с помещением, в котором проходила мумификация и погребальной
камерой гробницы. Не менее распространен был и другой титул бога — тепи
джу эф — «тот, кто на своем холме», который подчеркивал роль Анубиса —
стража могил, выслеживающего злоумышленников с высоты холмов пустынных
некрополей.
Образ Анубиса, лежащего на девяти иноземных пленниках,
символизирующих зло, издревле изображался на печатях стражи Долины
царей, оттиски которых покрывали замурованные входы в гробницы фараонов.
Молитвы, обращенные к Анубису, встречаются уже на стенах гробниц
вельмож Древнего царства; в «Текстах пирамид» он упоминается как
защитник умершего, исполнитель воли Осириса в мире ином, «оглашающий
его приказы».
Часть человеческого тела, ассоциирующаяся, согласно «Текстам пирамид»,
с Анубисом — голова.
Особую популярность культ Анубиса приобрел в Новом царстве и Позднем
времени; его часто изображали на виньетках к тексту «Книги мертвых» и
росписях гробниц фараонов и их подданных.
Отныне Анубис считается великим проводником души усопшего в загробном
царстве, богом, который подводит умершего к престолу Осириса в великом
«Чертоге Двух Истин».
В мировоззрении египтян Анубис был тесно связан с самыми различными
областями магии. Тексты иногда называют его «повелителем бау», и
уверяют, что под его командованием находятся целые легионы сущностей,
которые могут быть как благожелательными, так и агрессивными. Особенно
часто имя Анубиса использовалась в ритуалах защиты мага и
предсказаниях. Культ Анубиса процветал во многих городах Верхнего и
Нижнего Египта, в особенности — в Кинополе и Ассиуте, где он
отождествлялся с местным богом Упуатом. Вместе с египетскими
религиозными представлениями культ Анубиса проник и в другие страны
Средиземноморского бассейна. Образ бога оказал влияние и на коптскую
культуру: в коптских песнопениях и поныне существует «волчий глас», а в
коптском музее в Каире хранится икона с изображением двух святых с
головами шакалов.
|